Долина царей



.

Со второй половины эпохи Нового Царства фараонов начали хоронить в «Долине царей» — узком скалистом ущелье близ Фив, в подземных, тщательно скрытых гробницах. Таким способом пытались защитить (абсолютно безуспешно) царские погребения от разграблений. Грабители не только опустошали саркофаги и кладовые с драгоценностями, но и уничтожали мумии, боясь их мести. Осквернение могил достигло такого размаха, что жрецы были вынуждены по приказу фараона спрятать мумии в горном тайнике.


Французский археолог Гастон Масперо обнаружил в подобном тайнике 40 мумий фараонов XVIII–XX династий, составивших крупнейшее в мире собрание в Каирском музее древностей.
* * *
Сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового Царства.
На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н. э.), изображающий толпу плакальщиц.
В сюжетах рельефов господствует движение. Кони, запряжённые в колесницы, мчатся в галопе; от стрел охотников убегают звери; падают поверженные враги. Лодка фараона вторгается в нильские заросли, отчего гнётся цветущий тростник, взлетают птицы, хлопая крыльями; рыжая кошка успевает схватить зубами утку, а лапами — двух иволог.
Изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: пышным одеждам, сложным причёскам, драгоценностям. Удлинённые лёгкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость, тонкой красотой отмечены точёные профили; миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придаёт взгляду затаённость (рельефы гробницы визиря Рамеса, XIV в. до н. э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых ТОНОВ; условность раскраски исчезает — передаются более близкие к реальным оттенки светлой и тёмной кожи; на женских лицах заметен румянец; сквозь прозрачные одежды просвечивает тело; часто изображаются нагие молодые служанки, танцовщицы.
Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) обычно украшались изображениями юных девушек, несущих большой сосуд, играющих на арфе, плывущих с лотосом, уткой, рыбой в руках. Впервые появились изделия из стекла, в том числе и скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступили место так называемым ушебти («ответчикам»). Это статуэтки из терракоты, фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытой головой и руками. Они изображают тех, кто отбывает за усопшего повинность в загробном мире.
ПИР В ЗАГРОБНОМ МИРЕ
Праздники древних египтян были связаны с религиозными культами, земледельческими обрядами. Кроме того, вельможи — владельцы богатых поместий — любили собирать за пиршественным столом родственников, друзей, именитых гостей. Рельефы и росписи гробниц позволяют представить, как происходили эти пиры.
Не следует забывать, что изображения подчинялись традиционным приёмам, религиозной символике. Так, цветы лотоса в руках пирующих — не столько изысканное украшение праздника, сколько символ, дарующий бессмертие.
Произведениями настенной живописи славятся фиванские гробницы сановников эпохи Нового царства, датируемые XV в. до н. э., периодом XVIII династии.
Согласно традиции, росписи расположены горизонтальными полосами, одна над другой. Владелец гробницы и его жена перед жертвенником, гости в креслах, на циновках, слуги, служанки, музыканты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины и прислуживающие им слуги занимают одну сторону росписей, женщины и служанки — другую. Изящным египетским дамам цветы, плоды, вино и благовония подают служанки — молодые, стройные и чаще всего обнажённые девушки.
Им уделено основное внимание живописца. Неподвижность прямых фигур некоторых служанок помогает оценить непринуждённость движений других: они наклоняются так естественно, что чёрные пряди волос падают на их лица. Гибкость стана подчёркивается тонкими складками на теле.
Фигуры заслоняют друг друга, иногда изображены в профиль, а в росписи гробницы Рехмира можно увидеть необычный ракурс — обнажённая служанка показана со спины. Гостей развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты — мужчины и женщины — играют на арфах, мандолинах, двойных флейтах, лирах и барабанах.
На фрагменте одной из росписей четыре сидящие музыкантши аккомпанируют танцовщицам, отбивают такт ладонями тонких длинных рук. Они образуют живописную и необычную группу: вопреки канону две из них изображены в фас.
Рядом танцуют две юные миниатюрные девушки, золотисто-смуглые тела которых украшены только поясками, ожерельями, браслетами и диадемами на головах. Одна девушка слегка заслоняет другую, их позы и жесты схожи, но, подчиняясь монотонному, резковатому ритму танца, направлены в разные стороны.
Сцены пиров позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени, об идеале женской красоты. Естественно, что присутствующие на пиру знатные египтянки нарядно одеты, украшены роскошными драгоценностями.
На некоторых из них открытое облегающее платье с лямками, напоминающее сарафан.
Мода менялась, ткани стали прозрачными, струящимися, и одежда — более широкой, со множеством складок.
Причудливы сложные парики до плеч из множества сплетённых косичек. Хлопотливые служанки водружают на них маленькие колпачки с ароматическими благовониями.
В египетском обществе высоко ценились украшения из золота, бирюзы, лазурита, яшмы, сердолика, голубой и красной смальты. Роскошные ювелирные изделия отличаются, как и всё искусство Древнего Египта, безупречным вкусом и чувством стиля.
В обрамлении тяжёлых париков, серёг, диадем; с контурной обводкой миндалевидных глаз, щеками и губами, тронутыми краской, тонкие хрупкие лица женщин и удлинённые пропорции их лёгких, словно неосязаемых тел наделены непревзойдённой в Древнем мире таинственной прелестью.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.