Скульптура в храмах и гробницах



.

Огромную роль в искусстве Древнего Царства играла скульптура. Поминальные храмы и гробницы заполняли культовые статуи, исполненные согласно канону (в переводе с греч. — «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Изваяния представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой или сидящие на троне с сомкнутыми ногами; руками, прижатыми к груди или лежащими на коленях. Статуи — олицетворения умерших, вместилища их души Ка — отличались портретным сходством. Оно достигалось, по-видимому, с помощью масок (гипсовых слепков с лиц) и их последующей переработкой в духе общего канона: с его спокойствием, симметрией и равновесием величественных и застывших поз, однообразием жестов, бесстрастием лиц. Статуи высекались по заранее прочерченной разметке из прямоугольного блока камня и затем тщательно обрабатывались в деталях.


Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и всё древнеегипетское искусство, к вечности: из них изгонялось всё случайное, суетное, второстепенное. В то же время они удивительно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего Царства уникален.
В портретных изображениях фараонов, как, например, в статуе фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемого богом-соколом Гором (из заупокойного храма в Гизе), воплотилось стремление к значительному, великому, совершенному.
Деревянная статуя вельможи Каапера (середина III тыс. до н. э.) — дородного, степенного пожилого египтянина с посохом в руке — так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их деревенским старостой, что навсегда сохранила название «Сельский староста».
Завораживает писец Каи (середина III тыс. до н. э.), сидящий с поджатыми ногами; на коленях у него — развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово своего властелина.

Скульптурная мастерская в Древнем Египте.
Как изображали богов в древнем египте
В отличие от других культур древнего и средневекового Востока египетские мастера не прибегали к устрашающим изобразительным приёмам.
Может показаться странным, что искусство, выросшее на основе тотемизма (веры в происхождение родственных групп людей от общего предка — животного или растения) и первобытной магии, сохранившее богам их звериные лики, избегало фантастического преувеличения в изображении жестоких и грозных сил и придавало религиозным и мифическим персонажам значительность и благообразие. Боги и богини Древнего Египта выполняли разные, подчас противоположные, функции. Почитаемая во всей стране львиноголовая богиня войны Сохмет (что значит «могучая») — дочь бога солнца Ра — сопровождала фараона в сражениях, устрашая врагов своим видом, опаляя их огненным дыханием. Одновременно она почиталась как богиня-целительница, её жрецами считались врачи. Как и все изображения богов, сочетавших тело человека и голову зверя или птицы, эта женщина-львица отличалась величественным обликом. Бог Ра и бог-сокол Гор боролись со своими врагами — крокодилами и гиппопотамами. Но бог воды и разлива Нила Себек почитался в облике крокодила, центром его культа был город Шедит [греч. Крокодилополь). Богиня Таурт, которая покровительствовала женщинам и детям, представлялась в виде добродушной беременной самки бегемота. Она помогала при родах, изгоняла злых духов.
Подчёркнуто уродливым изображался только карлик Бэс — кривоногий, с большой лохматой головой. Он гримасничал, размахивал рукой с ножом, пугая врагов.
Однако Бэс также и добрый, весёлый бог, защитник и покровитель семьи.
Его изображения, встречающиеся в мелкой пластике, служили амулетами.

Рельеф с изображением зодчего Хесира. Гробница Хесира. Саккара. Около 2700–2600 гг. до н. э.
В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыс. до н. э.), восседающих на кубических тронах, передано состояние младенчески наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. Тела окрашены согласно традиции: у Рахотепа — в красновато-коричневый цвет, у Нофрет — в светло-жёлтый. Нофрет изображена в белой облегающей одежде, в коротком чёрном парике и цветном ожерелье. Плотная фигура молодой женщины, её округлое, несколько тяжеловатое лицо, глаза, инкрустированные прозрачным голубоватым кварцем, подкупают непосредственной жизненностью.
Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVII в. до н. э.), создатель великой пирамиды Хеопса — тучный мужчина с оплывшим телом, властным, холодным, надменным лицом. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью.
Высокого совершенства достигли приёмы совмещения изображения в фас и профиль в рельефе (скульптурном изображении на плоскости) на дереве. На одном из них представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э.). Неподвижная поза стройной мускулистой фигуры с широким разворотом плеч, гордый орлиный профиль наполнены внутренней энергией.
Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом возник (позже широко распространённый) так называемый углублённый рельеф, в котором врезанное изображение, заполненное краской, создаёт впечатление цветного силуэта.
Рельефы развёртываются один над другим; каждый представляет собой повествовательный ряд. Фигуры расположены вереницами — в схожих позах и с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко выделяются кирпично-красные тела мужчин и жёлтые — женщин. На рельефах представлены сельские работы и мастерские ремесленников, охота и рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия и загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. Владелец гробницы наблюдает за всем происходящим.
Фараон, вельможа, хозяин поместья всегда изображены более крупными, чем их окружение. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная фигура вельможи помещена, согласно традиции, близ входа в гробницу; у его ноги ютится изящная Херватенхет, которая едва достигает колена супруга. Сильные мира сего выглядят торжественно и неподвижно даже в сценах, полных опасности и азарта. Такова, например, сцена охоты на гиппопотама (гробница Ти, XXVIII в. до н. э.).
Окружающий человека мир живых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнообразные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструменты, одежда и украшения. В символических атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообразы: урей (эмблема власти) — вставшая на хвост египетская кобра, скарабей (солнечный талисман) — африканский навозный жук; и другие — навеяны самой природой.

Среднее царство
В последние века III тыс. до н. э. мощное централизованное государство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. К началу эпохи Среднего Царства (XXI–XVIII вв. до н. э.) политический центр страны переместился в город Фивы, где почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра.
В этот период возросла самостоятельность отдельных областей — номов и их правителей — номархов, что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе привилегии фараонов, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с прокладкой из щебня и песка между стенами, они быстро разрушались.
Вырубленные в скалах гробницы номархов (сохранились около современного селения Бени-Гасан) превратились в сокровищницы произведений искусства. Росписи преобладали здесь над рельефами, для исполнения которых не годился мягкий скальный известняк. Сохранялся традиционный круг сюжетов, но возникали и новые, связанные с конкретными событиями того времени: например, появление в Египте кочевников-азиатов. Художники подчёркивали их необычный облик: коренастые, грубоватые фигуры, бородатые крючконосые профили под шапками густых чёрных волос, яркие полосатые, узорчатые одежды. Одна из массовых сцен изображает организованную при помощи жителей нома перевозку огромной каменной статуи номарха. В росписях заметно стремление к живописности, смягчились линии контура, обогатились цветовые сочетания.
К самым известным настенным произведениям этого времени принадлежат изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (гробница номарха Хнумхотепа, конец XX в. до н. э.). На птиц охотятся с бумерангом и сетью, рыбу ловят острогой. Дикая кошка затаилась на прогнувшемся под её тяжестью стебле цветущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрылась на акации с ажурной листвой.
В гробницах обнаружено множество деревянных статуэток, составляющих иногда целые группы, — слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников.
О расцвете художественных ремёсел свидетельствуют разнообразные изделия из камня, в том числе сосуды для вина, масла, благовоний. Великолепна керамика (от греч. «керамос» — «глина», обожжённые изделия из глины с различными добавками) глубоких и ярких тонов: бирюзовых, синих, зелёных. Разнообразна мебель, инкрустированная слоновой костью и драгоценными породами дерева, изысканны ювелирные украшения.
* * *
Драматические события того времени наиболее ярко отразились в скульптуре. С середины эпохи Среднего Царства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Это потребовало большего внимания к передаче характерных портретных черт, в том числе возрастных изменений.
В портретах Сенусерта III и Аменем-хета III (XIX в. до н. э.) резкие крупные черты лица, складки на щеках создают суровое, почти скорбное выражение. Усложнение человеческого образа в рамках канона, поиски нового свидетельствовали о переоценке ценностей и даже горечи разочарования, охватившей египетское общество.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.