Храм Хатшепсут — женщины-фараона



.

Величайшими сооружениями эпохи стали храмы — «дома» богов. Один из них — посвящённый богине Хатор заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525–1503 гг. до н. э.) в Дейр эль-Бахри около Фив, на западном берегу Нила (начало XV в. до н. э.).
Культ Хатор, дочери Ра — богини любви, музыки и танца — был глубоко почитаем египтянами.


Женщина-фараон Хатшепсут — личность яркая и примечательная. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она в течение своего царствования не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы; с её именем связана также экспедиция в страну Пунт. Утверждению власти Хатшепсут служили её многочисленные изваяния, в том числе в образе сфинкса. Хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинёнными краской глазами всегда изображалась в мужском облике фараона с накладной бородкой. После смерти царицы её статуи были уничтожены Тутмосом III, имя в надписях сбито.
Храм в Дейр эль-Бахри — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества — построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделённый огромной государственной властью. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Создание Сенмута заняло три террасы, соединённые пандусами и обрамлённые столбами и колоннами. Посещение храма предполагало продвижение от берега Нила по аллее сфинксов, постепенный подъём на более высокие уровни и завершение пути у святилища, вырубленного в скале.
В строгие очертания храма вносили разнообразие статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса, колонны с капителями (верхними частями), украшенными головой богини Хатор, раскрашенные рельефы (многие из которых изображали путешествие в страну Пунт) и росписи. На просторных террасах располагались водоёмы и росли деревья.
Фараон
Фараон (греч. «фарао», происходящее от егип. «пер-о» — «большой дом») — традиционный титул древнеегипетских царей. Первоначально это слово означало царский дворец, с эпохи Нового Царства — самого царя. Фараон обладал неограниченной властью, был обожествлён как сын Ра, земное воплощение Гора, наследник Осириса. Прославление величия и бессмертия земного владыки отразилось в культуре Древнего Египта, обусловило создание пирамид, храмов, статуй, рельефов и росписей.
Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущий с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящий на троне, с руками, положенными на колени; и «усопший» — в облике бога Осириса, со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти — жезл и плеть. Атрибутами фараона были также полосатый платок с концами, спускающимися на плечи, — клафт; головная повязка — немес; короны — белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта), красная, в форме цилиндра, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей — изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор в виде синего шлема назывался хепреш. Облик властелина обязательно сочетал портретное сходство с торжественностью и величием.
Жизнь фараона подчинялась сложному церемониалу, пышность которого возрастала по мере того как Египет расширял свои владения. Фараон принимал иностранных послов, получал богатые дары, сам раздавал награды, бросая из дворцового «окна явлений» золотые сосуды, ожерелья и другие драгоценности. Роскошный стиль жизни восточного монарха тесно переплетался с обрядами, восходившими к древним представлениям.
Фараон считался магическим средоточием плодородия страны, что нашло отражение в необычном обряде хеб-сед, призванном возродить жизненные силы дряхлеющего фараона. Первоначально хеб-сед отмечал 30-летие царствования. Позднее превратился в независимое от этого срока торжественное праздничное действо. Обряд в смягчённой и изменённой форме воспроизводил общинно-родовой обычай ритуального убийства престарелого вождя племени. Роль «убитого» правителя выполняла поставленная в специальном шатре на возвышении статуя сидящего фараона, перед которой здравствующий фараон совершал ритуальный бег. Затем статую хоронили в ложной гробнице — кенотафе (от греч. — «кенотафион» — «пустая гробница») и совершали повторную коронацию фараона.
На редкость выразительна хебседная статуя фараона Ментухотепа I из склепа во дворе заупокойного храма в Дейр эль-Бахри (XXI в. до н. э.). Застывшая на троне фигура облачена в короткое белое ритуальное одеяние. Голову венчает надвинутая на лоб красная корона Нижнего Египта. Лицо, руки, ноги окрашены в чёрный цвет (символ плодородия земли), взгляд плоских глаз неподвижен.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.