Графика



.

Графика (буквально — «рисунок», «рисование») всегда сопутствовала живописи, но не всегда выделялась в самостоятельный вид искусства. Живописцы, прежде чем писать красками, делали предварительные наброски пером, карандашом, углем. Такие рисунки лаконичны: в немногих быстрых штрихах схвачена лишь основная мысль изображения, детали опущены — это уже собственно графический подход. Однако наброски и предварительные рисунки не предназначались для публичного просмотра: это была личная лаборатория мастера, его «кухня».
Другая область графики — гравюра (вырезание рисунка на доске). Затем с этой доски делали оттиск на бумаге — эстамп.


Основные виды гравюры — ксилография (гравюра на дереве), резцовая гравюра и офорт (гравюра на металле). Ксилография — самый старый способ изготовления гравюры. На Востоке он применялся ещё в средние века, а в Европе первые примитивные гравюры были созданы до изобретения книгопечатания — так изготовлялись игральные карты, лубочные картинки, календари; раскрашивали их вручную.
Офорт более распространён. При его создании металлическую пластину покрывают кислотоупорным лаком. Затем на ней процарапывают гравировальной иглой рисунок, протравливают кислотой, царапины заполняют краской и делают оттиск. В XV–XVI вв. гравюра становится делом художников-профессионалов.
В конце XVIII в. была изобретена литография — плоская печать. Художник создавал рисунок прямо на камне. После специальной обработки камень покрывали типографской краской. Изображение в точности переходило на бумагу, причём оттисков можно было сделать очень много.
Особая художественная сила графического языка — в его лаконизме. Он более условен, чем живописный язык, не создаёт подобие «окна в мир». Многое опуская и недоговаривая, графика подчёркивает характерное и выразительное — остальное зритель без труда домысливает.
Начиная с XIX в. графика стала едва ли не самым распространённым видом искусства из-за сравнительной быстроты исполнения, способности прямого отклика на злободневные темы и, самое главное, прямого контакта с печатными изданиями — газетой, журналом, книгой.
В это же время возникли графические жанры: книжная иллюстрация, газетные и журнальные рисунки, политическая карикатура, плакат, афиша. Эстампами стали заменять в повседневном быту уникальные и дорогостоящие картины, написанные маслом.
В XIX в., пока её не потеснила фотография, графика была летописью современной жизни, её событий и повседневности, нравов и типов.
Одна из основных областей применения графики — оформление книги. Хороший иллюстратор не просто рисует то, о чём говорится в книге, но и передаёт дух, стиль, художественную манеру писателя. С искусством графики связан также и книжный шрифт, поскольку буква является графическим знаком.
Художник оформляет книгу в целом, включая переплёт, титульные листы, иллюстрации, заставки, виньетки, шрифт, — и она сама становится художественным произведением.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.